Русскій путешественникъ
Партнёры

Мотоавтомарш «Ратные поля России»

Федерация мототуризма России объявила о планируемом мотоавтомарше «Ратные поля России». Это мероприятие посвящается 75-летию Великой Победы, 640-летию Куликовской битвы и 540-летию Великого стояния на реке Угре. Дата проведения военно-исторического марша назначена на 22 августа 2020 года. Обща ... >>>

Русскій путешественникъ

Культура Японіи

12/07/2012 Просмотров: 1439
Культура Японіи

Культура Японіи


Вотъ уже много лѣтъ европейцевъ плѣняетъ Японія – страна далекая и загадочная. Непонятные іероглифы, экзотическія гейши и самураи, тонкости чайной церемоніи и философія лаконичной поэзіи, высокіе технологіи и приверженность стариннымъ традиціямъ – всѣ это извѣстно и въ то же время абсолютно непостижимо. Японская культура словно бы ускользаетъ отъ своихъ изслѣдователей, не переставая удивлять и восхищать насъ. Менталитетъ этой страны, духъ націи, охарактеризованный американской изслѣдовательницей Р. Бенедиктъ какъ «хризантема и мечъ», можно уловить, лишь полностью погрузившись въ міръ Японіи и японцевъ, которымъ удалось черезъ вѣка пронести умѣніе не нарушать естественный порядокъ вещей, а чувствовать его и познавать міръ, придерживаясь законовъ Природы. Поэтому онѣ смогли избѣжать кризиса отчужденія, поразившаго европейскую цивилизацію.
Одинъ изъ секретовъ японской культуры въ томъ, что оріентируясь на постоянный прогрессъ, японцы тѣмъ не менѣе умѣютъ цѣнить прошлое и учиться у него. При этомъ на первое мѣсто въ культурѣ Страны Восходящаго солнца ставится общее, родовое начало (не случайно въ японскомъ языкѣ фамилія пишется передъ именемъ) – индивидуальное не можетъ существовать безъ общаго и наоборотъ: «одинъ цвѣтокъ, а не сто, даетъ почувствовать цветочность цвѣтка».

Въ культурѣ современной Японіи есть еще одинъ секретъ – почитая старину и предковъ, сохраняя традиціи, японцы въ то же время неуклонно движутся впередъ на пути прогресса. То есть въ настоящемъ времени существуетъ нѣкоторая обратная связь съ прошлымъ.

Кромѣ того, культура японцевъ во многомъ состоитъ изъ заимствованій. Однако достиженія другихъ народовъ адаптируются и настолько хорошо вплетаются въ общую японскую канву, что кажется, будто именно японцы и есть авторы нововведенія, которое уже живетъ своей органичной жизнью въ ихъ странѣ. Яркій тому примѣръ – іероглифы, которые были переняты у китайцевъ въ концѣ 6 вѣка. Японцы никогда не отвергаютъ новое, удачно соединяя его съ хорошо извѣстнымъ старымъ. Такъ, традиціонная религія синто мирно сосуществуетъ съ дзенъ-буддизмомъ и конфуціанствомъ, которые, между прочимъ, тоже пришли на японскіе острова изъ Китая.

Такимъ образомъ, начиная съ 6 вѣка политика молодого японскаго государства была направлена на то, чтобы свести воедино элементы чужой и собственной культуры. То, что нынѣ считается типичнымъ японскимъ стилемъ, стало складываться во времена расцвѣта самурайскаго сословія, чья культура характеризуется строгой простотой, самодисциплиной, умѣніемъ видѣть красоту въ обыденномъ и презрѣніемъ къ смерти.
Поскольку въ 1868 закончилась эпоха самоизоляціи Японіи, начался періодъ вліянія Запада на японскую культуру, обогативъ ея новыми стилями и направленіями искусства.

Традиціонный японскій театръ


Древнѣйшій японскій театръ но (сформировался въ 14 вѣкѣ) являлся единымъ дѣйствомъ изъ танца, музыки, драмы и пѣнія и былъ очень популяренъ при дворцѣ. Театръ но очень сильно стилизованъ и имѣетъ четкія игровыя традиціи, главное здѣсь – соблюденіе условностей: актеры выступаютъ въ маскахъ, ихъ движенія точно регламентированы, дѣйствіе абстрактно, а декорацій почти нѣтъ. Но даже не зная точно сути происходящаго на сценѣ, остается только восхищаться шикарными костюмами, оточенными жестами актеровъ, точной игрой оркестра.

Кукольныя представленія бунраку и театръ кабуки – жанры, вышедшіе изъ городской среды. Ихъ постановки лучше понятны неподготовленнымъ зрителямъ, чѣмъ театръ но: онѣ болѣе эмоціональны и полны интересныхъ актерскихъ находокъ и сценическихъ трюковъ.

Чайная церемонія въ классическомъ видѣ сложилась въ 16 вѣкѣ. Тядо («путь чая») – это продуманное до мелочей, полное символики ритуальное дѣйствіе, исполненное изысканной простоты. Во время чайной церемоніи гости отдыхаютъ душой и наслаждаются гармоніей происходящаго.

Литература Японіи


Къ 8 вѣку въ Японіи складываются собственныя литературныя традиціи. Въ то время создается аристократическая проза съ описаніями придворнаго міра эпохи Хэйанъ (напримѣръ, популярныя по сей день «Записки у изголовья» писательницы Сэй Сенагонъ). Постепенно въ средѣ городского сословія въ 16-17 вѣкахъ появились развлекательныя повести и разсказы, а также драмы для театра кабуки и театра куколъ бунраку.
Въ 19 вѣкѣ Японія познакомилась съ многочисленными переводами европейскихъ авторовъ. Рядъ японскихъ писателей конца 19-начала 20 вѣка отразилъ въ своихъ произведеніяхъ противорѣчіе между Востокомъ и Западомъ. Знаменитый писатель и драматургъ Мисима Юкио (1925-1970), бунтуя противъ послѣвоеннаго государственнаго строя, совершилъ ритуальное самоубійство. Въ настоящее время въ нашей странѣ хорошо извѣстны такіе японскіе писатели какъ Кендзабуро Оэ (лауреатъ Нобелевской преміи), Харуки Мураками, Банана Йошимото и другіе.
Самый извѣстный жанръ японской поэзіи – трехстишія хайку, призванныя въ лаконичной формѣ выразить истинную природу избраннаго предмета или явленія: времени года, дерева, душевнаго переживанія. Напримѣръ, хайку знаменитаго поэта 17 вѣка Мацуо Басѣ звучитъ такъ: «Старый прудъ. Прыгнула въ воду лягушка. Всплескъ въ тишинѣ».

Музыка Японіи


Традиціонные музыкальные инструменты – бамбуковая флейта и похожій на лютню сямисенъ – призваны своимъ звучаніемъ передать суть философіи дзенъ. Мастеръ игры на сямисене способенъ извлечь изъ трехъ струнъ полную гамму чувствъ отъ любви до отчаянія. Средневѣковая музыка гагаку звучитъ иначе – она исполняется на губной гармошкѣ, флейтѣ и барабанахъ. Въ большихъ синтоистскихъ храмахъ по сей день можно въ неизмѣнномъ видѣ услышать музыку ритуальныхъ танцевъ, берущую начало изъ древности. Послѣ окончанія періода самоизоляціи, музыкальная традиція Японіи замѣтно обогатилась и сегодня здѣсь звучатъ всѣ жанры западнаго музыкальнаго искусства.

Японскій танецъ


Традиціонные танцы, которые исполнялись въ большихъ синтоистскихъ храмахъ, а съ 14 вѣка - въ театрѣ но, строго ритуализированы: каждое движеніе и жестъ здѣсь имѣютъ значеніе, не зная которыя трудно разобраться въ происходящемъ на сценѣ. Въ пику застывшимъ традиціямъ, въ 1950-годы въ Японіи появился популярный танецъ буто – чувственный и необычный, гдѣ обнаженность тѣла и экспрессивныя позы символизируютъ опустошеніе души.

Живопись Японіи


Въ отличіе отъ красочныхъ и детализированныхъ картинъ Китая, въ Японіи обрѣла популярность живопись тушью, гдѣ пустоты и незавершенныя линіи пробуждаютъ фантазію зрителя. Подписи къ такимъ картинамъ, какъ образцы художественной каллиграфіи, сами по себѣ тоже являются произведеніями искусства. Картина въ формѣ длиннаго горизонтальнаго свитка – заимствованіе изъ Китая, также какъ и пастельныя картинки съ текстомъ – эмаки. Цвѣтная гравюра на деревѣ (появилась въ концѣ 17 вѣка) первоначально была какъ своеобразная газета, такъ какъ отображала бытъ горожанъ.

Архитектура Японіи


Постройки на столбахъ, не симметричныя внѣшне, но гармонирующія съ окружающей природой, являются образцами старѣйшаго японскаго зодчества. Этотъ стиль построекъ отчасти сохранился и понынѣ. По китайскому примѣру строились сооруженія съ четкой симметріей, ради которой приходилось искать равнину или искусственно выравнивать строительную площадку. Архитектура современной Японіи придерживается футурологической концепціи (напримѣръ, олимпійскія сооруженія архитектора Кэндзо Тангэ).

Сады Японіи


Японскій садъ – это вселенная въ миніатюрѣ, гдѣ все исполнено символики и находится строго на своихъ мѣстахъ. Напримѣръ, санъ-суи – садъ со скалами и озеромъ, воды котораго олицетворяютъ буддійскій міровой океанъ и лежащій посерединѣ его островъ рая. Камни съ острыми зубцами – это скалы; покрытыя мхомъ – долины; галька и песокъ – дно водоема. Цвѣты же въ такомъ саду используются рѣдко, поскольку быстро отцвѣтаютъ, нарушая атмосферу вѣчности. Нѣкоторые сады возсоздаютъ собой природные ландшафты только съ помощью камней и песка. Дзенъ-садъ тоже практически лишенъ растительности и предназначенъ для медитаціи. Чайный садъ ведетъ прямо къ чайному домику и его задача – вызвать у гостя ощущеніе внутреннаго покоя и напомнить о вѣчности тихой природной красоты.
Автор:
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 0]


Мнение[Ваше мнение]


  • Статья: Культура Японіи : Япония : Азія : Русскій путешественникъ